О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
Приложение 1
к приказу № 131 от 30.08.2022г.
1. Пояснительная записка
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Грозного на 2022/2023 учебный год является частью образовательной программы школы, разработанной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
1.1. Нормативная база:
В целях организации работы МБОУ «СОШ №42» г. Грозного при разработке учебных планов на 2022/2023 учебный год были использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020№ 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Устав МБОУ «СОШ №42» города Грозного
При составлении учебного плана использовались:
- Статья 3 Закона Чеченской Республики от 25 апреля 2007 № 16-рз «О языках в Чеченской Республике»;
- Закон Чеченской Республики от 08.06.2021 N 27-РЗ "О внесении изменений в Закон Чеченской Республики "О языках в Чеченской Республике" и Закон Чеченской Республики "Об административных правонарушениях";
- Методические рекомендации ГБУ ДПО «ИРО ЧР» по учебному плану;
- Методические рекомендации МУ «ДО Мэрии города Грозного» по учебному плану.
Учебный план школы составлен в соответствии с целями и задачами школы и формируется в соответствии с действующими нормативами и потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей). Распределена годовая нагрузка в течение учебного года, использован модульный подход, учтены принципы дифференциации и вариативности.
Учебный план на 2022-2023 учебный год ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
1.2. Реализуемые основные общеобразовательные программы
МБОУ «СОШ №42» г. Грозного (согласно Лицензии, на право ведения образовательной деятельности, регистрационный номер № 2134 от 25. 09. 2015г., серия 20 Л 02№0000492) имеет право образовательной деятельности по уровням общего образования и подвидам дополнительного образования.
1.3. Режим работы общеобразовательного учреждения:
Учебный план МБОУ «СОШ №42» г. Грозного на 2022/2023 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований, установленных к режиму образовательного процесса, обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21 и предусматривает для учащихся I–IV классов продолжительность учебной недели – 5 дней.
Организация обучения в условиях пятидневной рабочей недели в I – IV классах осуществляется при использовании учебной и внеурочной деятельности в соответствии с образовательной программой школы.
Время работы школы с 01 сентября по 31 мая, пн.– пят. с 7:30 до 19:00, в субботу с 08:00 до 17:00.
1.4. Продолжительность учебного года:
В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:
– I класс – 33 учебные недели;
– II-IV классы – не менее 34 учебных недель;
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана школы, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами СанПиН 1.2.3685-21.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
– для обучающихся I классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
– для обучающихся II-IV классов – не более 5 уроков;
1.5. Продолжительность учебной недели:
Учебный план школы:
– определяет максимально допустимую недельную нагрузку при 5-дневной учебной неделе для обучающихся начальной школы: I кл. – 21 ч. в неделю, II-IV кл. – 23 ч. в неделю
– предусматривает рациональный баланс между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений; Федеральным и Региональным компонентами.
1.6. Требования к объему домашних заданий:
Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II-III классах – 1,5 ч., в IV классе – 2 ч
1.7. Дополнительные требования при организации обучения в I классе
Обучение в I классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; во втором полугодии: январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый;
- в конце учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 40-50 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- в сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки театрализации. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в рамках учебного плана в соответствии с рабочими программами учителей (кроме уроков русского языка и литературного чтения).
1.8. Деление классов на группы
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой школы осуществляется деление классов:
- две группы при проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык» в IV классах.
Учебный план на уровень начального общего образования
на 2022-2023 учебный год (пятидневная учебная неделя) |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество академических часов в неделю / (год) |
Всего за весь период обучения |
Формы промежуточной аттестации |
|
||||||||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
|||||||||||
Количество учебных недель |
33 |
34 |
34 |
34 |
|
|
|
||||||||
Обязательная часть (80%)/часов в год |
693 |
782 |
748 |
748 |
2971 |
|
|
||||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 (132) |
4 (136) |
4 (136) |
4 (136) |
16 (540) |
Диктант |
|
|||||||
Литературное чтение |
3 (99) |
3 (102) |
3 (102) |
3 (102) |
12 (405) |
Проверочная работа |
|
||||||||
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной язык (чеченский) |
3 (99) |
3 (102) |
3 (102) |
3 (102) |
12 (405) |
Зачет |
|
|||||||
Литературное чтение на родном языке (чеченском) |
2 (66) |
2 (68) |
2 (68) |
2 (68) |
8 (270) |
Зачет |
|
||||||||
Иностранный язык |
Иностранный язык (английский) |
0 |
2 (68) |
2 (68) |
1 (34) |
5 (170) |
Контрольная работа |
|
|||||||
Математика и информатика |
Математика |
4 (132) |
4 (136) |
4 (136) |
4 (136) |
16 (540) |
Контрольная работа |
|
|||||||
Обществознание и естествознание («Окр. мир») |
Окружающий мир |
2 (66) |
2 (68) |
2 (68) |
2 (68) |
8 (270) |
Тестирование |
|
|||||||
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики (Модуль «Основы исламской культуры») |
0 |
0 |
0 |
1 (34) |
1 (34) |
Зачет |
|
|||||||
Искусство |
Музыка |
0,5 (16,5) |
0,5 (17) |
0,5 (17) |
0,5 (17) |
2 (67,5) |
Зачет |
|
|||||||
Изобразительное искусство |
0,5 (16,5) |
0,5 (17) |
0,5 (17) |
0,5 (17) |
2 (67,5) |
Проект |
|
||||||||
Технология |
Технология |
1 (33) |
1 (34) |
1 (34) |
1 (34) |
4 (135) |
Проект |
|
|||||||
Физическая культура |
Физическая культура |
1 (33) |
1 (34) |
1 (34) |
1 (34) |
4 (135) |
Зачет |
|
|||||||
Итого в обязательной части УП часов в неделю/год |
21 (693) |
23 (782) |
23 (782) |
23 (782) |
90 (3039) |
|
|
||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
||||||||
Курсы по выбору |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|||||||
Итого предельно допустимая нагрузка при 5 дн.учебной неделе (по СанПиН 1.2.3685-12 при 5-дневной учебной неделе в 1 классе не более 21 часа, во 2-4 классах не более 23 часов): |
21 (693) |
23 (782) |
23 (782) |
23 (782) |
90 (3039) |
|
|
||||||||
Курсы внеурочной деятельности* |
5 (165) |
6 (204) |
6 (204) |
6 (204) |
23 (777) |
|
|
||||||||
«Я- исследователь» |
1(33) |
1(34) |
1(34) |
1(34) |
4(135) |
|
|
||||||||
«Разговоры о важном» |
1(33) |
1(34) |
1(34) |
1(34) |
4(135) |
|
|
||||||||
«Смысловое чтение. Работа с текстом» |
1(33) |
1(34) |
1(34) |
1(34) |
4(135) |
|
|
||||||||
«Мир профессий» |
1(33) |
1(34) |
1(34) |
1(34) |
4(135) |
|
|
||||||||
«Функциональная грамотность» |
1(33) |
1(34) |
1(34) |
1(34) |
4(135) |
|
|
||||||||
«Занимательная математика» |
- |
1(34) |
1(34) |
1(34) |
3(102) |
|
|
||||||||
|
5 (165) |
6 (204) |
6 (204) |
6 (204) |
23 (777) |
|
|
||||||||
Общая трудоёмкость ООП НОО: |
3816 ч. |
|
|
||||||||||||
4. Формы промежуточной аттестации
Классы |
Учебные предметы |
Форма |
2 – 4-е |
Русский язык, Родной (чеченский) язык |
Диктант |
2 – 4-е |
Английский язык |
Контрольная работа |
2 – 4-е |
Литературное чтение, Литературное чтение на родном (чеченском) языке |
Проверка навыков работы с текстом |
2 – 4-е |
Математика |
Контрольная работа |
2 – 4-е |
Окружающий мир |
Тестирование |
2 – 4-е |
Музыка |
Тестирование |
2 – 4-е |
Изобразительное искусство |
Выполнение рисунков |
2 – 4-е |
Технология |
Творческая работа |
2 – 4-е |
Физическая культура |
Сдача нормативов/тестирование |
4-й |
ОРКСЭ |
Тестирование |
В случае необходимости предусматривается реализация учебного плана с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; для каждого класса устанавливается собственное время начала уроков и перемен.
Данный учебный план, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, рассмотрен Советом обучающихся и Советом родителей и реализуется с 1-го сентября 2022 года.
Приложение 2
к приказу № 131 от 30.08.2022г.
1. Пояснительная записка
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Грозного на 2022-2023 учебный год – сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
1.1. Нормативная база:
В целях организации работы МБОУ «СОШ №42» г. Грозного при разработке учебных планов на 2022-2023 учебный год были использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 №115;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312» (вступил в силу с 01.09.2012);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметной области: "Основы религиозных культур и светской этики".
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015 №НТ-670/08 «Методические рекомендации по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности»;
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 3.1/.24 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 22.03.2021 №115;
- Устав МБОУ «СОШ №42» города Грозного, утвержден приказом МУ «Департамент образования Мэрии города Грозного от 29.06.2015 №104.
При составлении учебного плана использовались:
- Статья 3 Закона Чеченской Республики от 25 апреля 2007 № 16-рз «О языках в Чеченской Республике»;
- Приказ Министерства образования и науки ЧР от 01.04.2020 № 465-п «О примерном учебном плане начального и основного общего образования»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 №08-709 «О списках рекомендуемых произведений».
Учебный план является частью образовательной программы школы, разработанной в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
В учебном плане полностью реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимым объемом знаний, универсальными учебными действиями, соответствующим уровнем личностных и общекультурных компетентностей, социально-личностными умениями и навыками, предусмотренными ФГОС. Учебный план школы формируется в соответствии с действующими нормативами и потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей). Распределена годовая нагрузка в течение учебного года, использован модульный подход, учтены принципы дифференциации и вариативности. Учебный план составлен в соответствии с целями и задачами школы и направлен на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, личностно-профессиональной направленности и готовности к профессионально-личностному самоопределению.
1.2. Реализуемые основные общеобразовательные программы
МБОУ «СОШ №42» г. Грозного (согласно Лицензии на право ведения образовательной деятельности, регистрационный номер № 2162 от 07. 09. 2015г.) имеет право образовательной деятельности по следующим уровням общего образования и подвидам дополнительного образования
Общее образование |
||
№ |
Уровень образования |
Нормативный срок освоения образовательной программы* |
1 |
Начальное общее образование (I-IV кл.) |
4 года |
2 |
Основное общее образование (V-IX кл.) |
5 лет |
3 |
Среднее общее образование (X-XI кл.) |
2 года |
Дополнительное образование |
||
№ |
Подвиды |
|
1 |
Дополнительное образование детей и взрослых |
1.3. Режим работы общеобразовательного учреждения:
Учебный план МБОУ «СОШ №42» г. Грозного на 2022-2023 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 3.1./24.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №189 (далее – СанПиН 2.1./24.3598-20) и предусматривает:
- продолжительность учебной недели 5 дней – для учащихся I – XI классов.
Организация обучения в условиях пятидневной рабочей недели в I – IV классах осуществляется при использовании учебной и внеурочной деятельности в соответствии с образовательной программой школы.
Время работы школы с 01 сентября по 26 мая, пн.– сб. с 8:00 до 17:35.
1.4. Продолжительность учебного года:
– I класс – 33 учебные недели;
В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:
– V- VIII; X классы – не менее 35 учебных недель;
– II-IV классы – не менее 35 учебных недель;
– IX, XI классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период в IX, XI классах и проведение учебных сборов по основам военной службы).
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана школы, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Организация профильного обучения в X-XI классах не приводит к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения предшествует профориентационная работа.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
– для обучающихся I классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
– для обучающихся II-IV классов – не более 5 уроков,
– для обучающихся V-VII классов – не более 7 уроков;
– для обучающихся VIII-XI классов – не более 7 уроков.
1.5. Продолжительность учебной недели:
Учебный план школы:
– определяет максимально допустимую недельную нагрузку при 5-дневной учебной неделе для обучающихся начальной школы: I кл. – 21 ч. в неделю, II-IV кл. – 23 ч. в неделю; V кл. – 29 ч. в неделю, VI кл. – 30 ч., VII кл. – 32 ч., VIII-IX кл. – 33 ч.;
– предусматривает рациональный баланс между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений (ФГОС – 70% на 30%); Федеральным и Региональным компонентами государственного образовательного стандарта; количество часов, отведенных на преподавание отдельных учебных предметов, не меньше количества часов, определенных в ФГОС.
1.6. Требования к объему домашних заданий: Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется таким образом, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II-III классах – 1,5 ч., в IV-V классах – 2 ч., в VI-VIII классах – 2,5 ч., в IX-XI классах – 3,5 ч.
1.7. Дополнительные требования при организации обучения в I классе
Обучение в I классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; во втором полугодии: январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти с 13.02.2023 по 19.02.2023.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом:
– в сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры;
– содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся;
– в нетрадиционной форме в соответствии с рабочими программами учителей могут проводиться уроки: физической культуры, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки, 4-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).
1.8. Дополнительные требования при проведении учебного предмета «Физическая культура»:
При планировании содержания занятий учитываются: состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2014 №08-888 «Об аттестации обучающихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»).
Для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы используется пришкольная площадка (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 №ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 №ЮН-02-09/4912).
1.9. Региональная специфика учебного плана
Региональной спецификой учебного плана (части, формируемой участниками образовательного процесса) школы является:
- здоровьесберегающий (здоровьесозидающий) подход к реализации образовательной программы начального общего образования осуществляется через модуль «Основы безопасности жизнедеятельности», реализуемый через различные предметы – «Окружающий мир», «Технология», «Физическая культура»;
- предусмотрены традиционные каникулы;
- изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на втором уровне обучения проводится в VIII-IX классах (ФГОС ООО) как изучение модулей различных предметов (география, биология, обществознание, технология в V–VII классах; география, биология, физика и обществознание в VII классе; география, биология, физика, химия и обществознание – в IX классе, и во всех классах на втором уровне обучения на предмете «Физическая культура»), в VIII классе ОБЖ является предметом обязательной части учебного плана (при этом обучающиеся достигают всех требований ФГОС ООО);
- выделение в V-IX классах дополнительного времени (2 часа в неделю) на изучение предмета «Родной язык (чеченский)» (2 часа в неделю);
- интеграция информационных и коммуникационных технологий в школьные дисциплины, предполагающие освоение ИКТ в ходе использования.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
1.10. Специфика части, формируемой участниками образовательных отношений
Специфика учебного плана школы определяется целями и задачами реализуемых образовательных программ. Часы части, формируемой участниками образовательного процесса (компонента общеобразовательного учреждения) в учебном плане использованы на:
- увеличение количества часов, отводимых на предмет, указанный в обязательной части учебного плана: «Чеченский язык» (I-III класс) (По согласованию с родителями обучающихся 1-4 классов Протокол родительского собрания №1 от 17.08.2022 г.);
- увеличение количества часов, отводимых на предмет, указанный в обязательной части учебного плана: «Родной язык (чеченский)» (VI - IX класс) (По согласованию с родителями обучающихся 5-9 классов Протокол родительского собрания № 2 от 19.08.2022 г.);
- изучение обязательных, дополнительных и элективных учебных предметов обучающимися (X-XI класс) в рамках основной учебной сетки часов.
1.11. Деление классов на группы
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой школы осуществляется деление классов при наполняемости класса 25 и более человек на:
- две группы при проведении учебных занятий по предмету «Технология» в V–VII классах.
При наличии необходимых условий и средств по согласованию с главным распорядителем средств бюджета, возможно, иное деление классов на группы.
1.12. Учебно-методическое обеспечение
Школой при реализации образовательных программ выбраны для использования:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
- учебники из числа входящих перечень региональных учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Чеченской Республики к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2022-2023 учебный год.
Библиотечный фонд школы при реализации основной образовательной программы укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой.
2. Основное общее образование
Учебный план для V–IX классов составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644).
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающих с состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
2.1. Годовой учебный план для V-IX классов
Предметные области |
Учебные предметы |
V класс |
VI класс |
VII класс |
VIII класс |
IX класс |
Всего |
Обязательная часть |
|
||||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
175 |
175 |
105 |
105 |
102 |
662 |
Литература |
105 |
105 |
70 |
70 |
68 |
418 |
|
Родной язык и литература |
Родной язык (чеченский) |
35 |
70 |
35 |
35 |
34 |
209 |
Родная литература (чеченская) |
70 |
70 |
70 |
70 |
68 |
348 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык (Английский язык/ немецкий язык) |
105 |
105 |
105 |
105 |
102 |
522 |
Математика и информатика |
Математика |
175 |
175 |
- |
- |
- |
350 |
Алгебра |
- |
- |
105 |
105 |
102 |
312 |
|
Геометрия |
- |
- |
70 |
70 |
68 |
208 |
|
Информатика |
- |
- |
35 |
35 |
34 |
104 |
|
Общественно-научные предметы |
История России. Всеобщая история |
70 |
70 |
70 |
70 |
68 |
348 |
Обществознание |
- |
35 |
35 |
35 |
34 |
139 |
|
География |
35 |
35 |
70 |
70 |
68 |
278 |
|
Естественно-научные предметы |
Физика |
- |
- |
70 |
70 |
68 |
208 |
Химия |
- |
- |
- |
70 |
68 |
138 |
|
Биология |
35 |
35 |
70 |
70 |
68 |
278 |
|
Искусство |
Музыка |
17,5 |
17,5 |
17,5 |
- |
- |
52,5 |
Изобразительное искусство |
17,5 |
17,5 |
17,5 |
- |
- |
52,5 |
|
Технология |
Технология |
35 |
35 |
35 |
- |
- |
105 |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Основы безопасности жизнедеятельности |
- |
- |
- |
35 |
34 |
69 |
Физическая культура |
70 |
70 |
70 |
70 |
68 |
348 |
|
Итого: |
945 |
1015 |
1050 |
1085 |
1054 |
5149
|
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|||||||
Родной язык и литература |
Родной язык (чеченский) |
70 |
35 |
70 |
70 |
68 |
313 |
Максимально допустимая годовая нагрузка:
|
1015 |
1050 |
1120 |
1155 |
1122 |
5462 |
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
О календарно-учебном графике
Годовой календарный учебный график МБОУ "СОШ№42" г. Грозного на 2023–2024 учебный год является одним из основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа
Аннотации к рабочим программам
Численность обучающихся
В организации | В каждой параллели | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ | Всего | 1849 | 181 | 206 | 239 | 200 | 201 | 226 | 193 | 179 | 155 | 46 | 23 |
Свободно | 144 | 144 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет средств физического и (или) юридического лица | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Всего | Всего | 1849 | 181 | 206 | 239 | 200 | 201 | 226 | 193 | 179 | 155 | 46 | 23 |
Свободно | 144 | 144 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |